Национальный состав Львова по состоянию на 2001 год


Украинцы

639.000

88,1 %

Русские

64.600

8,9 %

Поляки

6.400

0,9 %

Белорусы

3.100

0,4 %

Евреи

1.900

0,3 %

Армяне

800

0,1 %

Всего

725.200



По данным Всеукраинской переписи 2001 года население Львова составляло более 758 тысяч человек, то есть сократилось с 1989 года более чем на 57 тысяч человек. Почти одновременно с переписью, в декабре 2000 года специальное исследование населения города предпринял львовский Институт развития города. По данным этого исследования, в городе 51-52 % составляют женщины; около 48 % львовян проживали в зданиях советской или украинской постройки, около 40 % в зданиях австрийской и польской постройки, около 11 % — в частном секторе; 85 % относили себя к украинцам, 12 % к русским; 79 % общались на украинском языке, 20 % — на русском; рождённые во Львове составили большинство львовян — 56 %, рождённые в других населённых пунктах Галиции — ещё 19 %, выходцы из других западноукраинских областей — 3 %, выходцы из незападных регионов Украины — 11 %, выходцы из России — 4 %, других республик СССР — 3 %, Польши — 2 %;к верующим УГКЦ себя отнесли 45 % опрошенных, УПЦ (КП) — 31 %, УАПЦ — 5 %, УПЦ (МП) — 3 %, других христианских религий — ещё 3 %.


По данным львовского городского совета уровень безработицы во Львовской области в первом полугодии 2007 года составлял 7,8 %, средняя заработная плата во Львове — 236 долларов США.


Русские Львова


Во Львове проживает более 64 тысяч русских (8,9 %; перепись, 2001), крупнейшая русская и русскоязычная община на Западной Украине. По данным опроса, который проводил в декабре 2000 года Институт развития Львова, русскими назвали себя ещё большее число львовян — 12 %, русский язык в частном общении использовало 20 % опрошенных (украинский язык — 79 %). Русская община во Львове сложилась в основном в конце 1940-х годов, хотя русские эмигранты жили в городе ещё до присодинения Западной Украины к УССР, а первым известным выходцем из современной России был русский первопечатник Иван Фёдоров, издавший в 1572 году первую во Львове книгу — «Апостол», а затем первую в истории «Азбуку» на русском языке. Русские сыграли важную роль в послевоенной индустриализации города, в его науке, образовании и других сферах жизни.


Поляки во Львове

 

Довольно многочисленное польское население появилось во Львове после завоевания города Казимиром Великим в 1349 году. Окончательно же Львов стал польским городом на границе ХV и ХVІ столетий, когда ими были ассимилированы львовские немцы, составлявшие до того времени большинство населения. В дальнейшем Львов был одним из наиболее значительных польских культурных центров, в том числе после разделов Речи Посполитой. Здесь работал польский институт «Оссолинеум», польскоязычный университет, множество выдающихся деятелей польской культуры. После событий 1918—1920 года принадлежность города к польской культуре поддерживалась патриотической пропагандой и мифом о «львовских орлятах».


Большинство поляков покинуло Львов в ходе обмена населением между Польшей и УССР в 1944—1947 годах. Те поляки, которые все же остались во Львове, оказались в сложных общественных условиях, они потеряли статус государственного этноса и превратились в малочисленное меньшинство, которое в 1959 году составляло лишь 4 % население города, уступая украинцам, русским и евреям. Город покинули поляки-представители управленческой, культурно-образовательной, научной и технической интеллигенции, духовенство, военные, высококвалифицированные рабочие. В результате у поляков, по данным переписей населения послевоенного периода, оказался наиболее низкий уровень образования из всех главных этнических групп. Среди оставшихся значительную долю составили поляки из смешанных семей, преимущественно женщины. В результате даже в 1989 году, через 45 лет после обмена населением, у польской общины была деформированная полово-возрастная структура населения: на 1000 полек приходилось примерно 600 поляков. среди поляков развивались процессы ассимиляции; в 1989 году около 40 % из них назвали родным языком украинский, 15 % — русский. В советский период во Львове постоянно действовали две польские школы — восьмилетняя № 10 и средняя № 24, функционировали два римско-католических костёла.


В конце 1980-х годов начался процесс организации национальных обществ и различных организаций поляков, в 1988 году был восстановлен выход старейшей польскоязычной газеты («Gazety Lwowskiej»). Среди части поляков, в особенности пожилых, продолжает использоваться львовский польский говор (gwara lwowska); в то же время в польской львовской речи ощутимы влияния украинского и русского языков — в морфологии, лексике, грамматике и во всех полных и частичных системах языка.


Евреи Львова


Евреи поселились во Львове вскоре после основания города примерно около 1256 года и долгое время представляли собой многочисленную и влиятельную национальную общину, которая дала миру многих известных деятелей науки и культуры. Кроме еврев-раббанитов в городе проживали караимы, переселившиеся приблизительно в тоже время из юго-восточной Европы и Византии. После завоевания Львова Казимиром III Великим в 1349 г. евреи стали пользовались привилегиями наравне с другими польскими еврейскими общинами. Переселение во Львов евреев ашкенази в частности из Германии, опредилило восточноевропейский характер городской общины. Вплоть до XVIII в. во Львове просуществовали две отдельные еврейские общины, городскую (в еврейском квартале Львова) и предместную. Эти общины пользовались разными синагогами, только кладбище являлось общим. На том же кладбище хоронили и караимов, проживающих отдельно в селении недалеко от Краковского предместья.


Накануне Холокоста около трети львовян были евреями (более 100 000), подавляющее большинство из которых не дожили до освобождения города Советской армией. До семидесятых годов ХХ в. в городе Львове проживало более 30 000 евреев. Современная еврейская община Львова значительно уменьшилась в результате эмиграции и, в меньшей мере, ассимиляции, и насчитывает около 2 000 человек. В городе работают еврейские организации и функционируют общины иудаистов.


Идентичность львовян


Львовская идентичность — общность между людьми на основе осознания существования определённых образцов поведения и ценностей, которые присущи всем «настоящим львовянам», а также признание этих ценностей своими и стремление вести себя как «настоящий львовянин». Согласно данным социолога В.Середы жители Львова идентифицируют себя прежде всего как украинцы (50 %), а уже потом как львовяне (23 %), при этом львовскую идентичность чаще ставят на первое место представители национальных меньшинств (русские, поляки, евреи). Эти две идентичности в сознании украинских жителей Львова не конкурируют, а наоборот, скорее объединяются: украинская идентичность является составной частью львовской идентичности.


Как указывает львовский историк Ярослав Грицак, образ Львова в сознании львовян состоит из двух элементов: европейскость Львова (принадлежность города к Европе как архитектурно, так и культурно) и образ Львова как «украинского Пьемонта» (акцент на национальном, преимущественно украинском, характере города). Образ Львова как европейского города, присутствующий в сознании его жителей, скорее является декларативным, ностальгической реконструкцией «золотого века», а не отражением новых европейских ценностей. Львов часто определяется как ведущая или как уникальная часть Украины, а жители Львова как последний оплот национальной идеи, и вместе с тем как сердце, как источник, из которого эта идея возродится, или уже возродилась. За пределами Львова его жителям часто приходится сталкиваться со стереотипным приписыванием им национализма только потому, что они со Львова, даже, если они самые принадлежат к одному из национальных меньшинств города. Однако в противовес этому определению появляется новая львовская идентичность, которая строится на представлениях о мультикультурном прошлом города.



Известные львовяне


В Львове родились, жили и работали известные деятели украинской, польской, немецкой, еврейской и русской истории и культуры.


поэты Иван Франко и Богдан-Игорь Антоныч; историки Михаил Грушевский, Юзеф Зиморович, Иван Крипякевич, Освальд Вальцер; актриса Соломия Крушельницкая; режиссёры Лесь Курбас и Анджей Жулавски; шахматисты Олег Романишин и Александр Белявский; писатели Мария Конопницкая, Габриела Запольская, Ежи Яницкий, Ванда Василевская, Леопольд фон Захер-Мазох, Бруно Шульц, Станислав Лем, Станислав Ежи Лец, Пётр Равич; кардиналы Любомир Гузар и Марьян Яворский; математики Стефан Банах и Рихард Эдлер фон Мизес; биолог Рудольф Вейгль, экономист Людвиг фон Мизес, музыканты Франц Ксавьер Вольфганг Моцарт, Стефан Ашкенази , Моррис Розенталь , Эмануэль Акс ,Юрий Башмет, лингвист Ежи Курилович, философ Мартин Бубер, певица Анжелика Варум, Якоб Розенфельд (военный советник Мао Цзэдуна), Симон Визенталь, политик Григорий Явлинский, банкир Михаил Фридман, историки Меир Балабан и Шимон Ашкенази, журналист Матвей Ганапольский.



Во Львове в XVI веке работал и похоронен — первопечатник России и Украины Иван Фёдоров. Во Львове жили и работали Бальзак, Шолом-Алейхем, Евгения Аксёнова-Гинзбург, Надежда Мандельштам. [A1]



Гостевая книга

Для писем

Для предложений


Полная версия сайта находиться по адресу - http://strubcina.org


Rambler's Top100


Hosted by uCoz